ПРОТОКОЛ

 

Внеплановое заседания отделения «Теория музыки»

Дата: 26 ноября

Присутствовали: Алябина Е.Н., Алшимбаева С.Ж., Абдульдинова А.С., Имашева А.К., Жаксылыков М.М., Кусекенова М.Н., Султанова Н.К., Дугалова Д.Ж.

Повестка: Актуальные вопросы антикоррупционного воспитания, как одного из приоритетных направлений стратегии государства.

Коррупция - это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются - деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством РК административную и уголовную ответственность.

Одной из приоритетных задач построения демократического общества на сегодняшний день является борьба с коррупцией.
Проблема коррупции существует во всех странах, тормозя социально-экономический прогресс, она различается лишь своими характерными проявлениями и масштабами.
     Несмотря на отсутствие универсального и всеобъемлющего определения коррупционного деяния, к нему прежде всего относят злоупотребление чиновниками властью или должностным положением для получения личной выгоды, а наиболее распространенными ее видами признаются обычно подкуп чиновников, использование служебных полномочий в корыстных целях.

Сложность выработки эффективных мер противодействия коррупции обуславливается также ее особенностями для каждого отдельно взятого государства и трудностями, связанными с ее изменчивыми характеристиками. При определении причин, условий и последствий коррупции должны учитываться такие факторы, как местный менталитет, национальные и религиозные особенности, уровень правовой культуры. Вместе с тем, главными условиями эффективного и системного противодействия коррупции, признаются подотчетность и подконтрольность органов власти обществу, независимость и справедливость правосудия, четкие в изложении и несложные в применении законы, меритократия в кадровой политике государства, прозрачность государственных процедур и нетерпимость к коррупции в обществе.

Сложность выработки эффективных мер противодействия коррупции обуславливается также ее особенностями для каждого отдельно взятого государства и трудностями, связанными с ее изменчивыми характеристиками.
     При определении причин, условий и последствий коррупции должны учитываться такие факторы, как местный менталитет, национальные и религиозные особенности, уровень правовой культуры.
     Вместе с тем, главными условиями эффективного и системного противодействия коррупции, признаются подотчетность и подконтрольность органов власти обществу, независимость и справедливость правосудия, четкие в изложении и несложные в применении законы, меритократия в кадровой политике государства, прозрачность государственных процедур и нетерпимость к коррупции в обществе.

Главный стратегический документ нашей страны, отражающий принципиальную позицию Казахстана по этому важному вопросу, служит основой антикоррупционной политики государства в предстоящие годы. Общеизвестно, что коррупция ведет к снижению эффективности государственного управления, инвестиционной привлекательности страны, сдерживает поступательное социально-экономическое развитие.
      Казахстан с первых дней государственной независимости целенаправленно и поэтапно следует курсу на создание эффективных, соответствующих мировым стандартам, институтов и механизмов противодействия коррупции. В нашей стране действует современное антикоррупционное законодательство, основой которого являются законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», реализуется ряд программных документов, образован специальный уполномоченный орган, комплексно реализующий функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной деятельности.

На принципах меритократии, при которой руководящие посты занимают способные и профессионально подготовленные люди, независимо от их социального происхождения и имущественного положения, сформирована система государственной службы, в том числе с четким разграничением и определением функций и полномочий каждого органа и должностного лица государства. Приняты комплексные меры по развитию сферы государственных услуг и информатизации работы государственного аппарата, сокращающие прямые контакты чиновников с гражданами и минимизирующие условия для коррупционных явлений. В целях усиления инвестиционной привлекательности страны, повышения ее конкурентоспособности искореняются административные барьеры, затрудняющие предпринимательскую деятельность, получение населением качественных и быстрых государственных услуг.

С принятием Закона «О государственных услугах» и Закона «О разрешениях и уведомлениях» созданы условия для повышения качества оказываемых государственных услуг, резко сокращено количество разрешений и лицензируемых видов деятельности.
     Сформирована система оценки эффективности и внешнего контроля качества оказания государственных услуг.
     Результатом проведенной работы стало ежегодное снижение количества нарушений сроков оказания государственных услуг (в 8,7 раза по сравнению с 2012 годом) и жалоб на качество их оказания (на 25%), а также увеличение доли автоматизированных услуг (более чем в 2 раза) и услуг, оказываемых через центры обслуживания населения (на 51%).
     Повышается уровень автоматизации государственных закупок, что способствует формированию конкурентной среды, прозрачному и эффективному освоению бюджетных средств. В негосударственном секторе экономики созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, трудоустройства и обеспечения занятости населения.
     В целом принятие названных мер позволило Казахстану по уровню антикоррупционной деятельности занять одну из лидирующих позиций как в центрально-азиатском регионе, так и среди стран СНГ. Актуальность борьбы с коррупцией заключается в том, что она должна носить комплексный характер. Необходимы консолидированные усилия не только государства, но и всего гражданского общества во всех регионах страны. Результат будет, когда борьба с коррупцией, вопервых, станет постоянной и неослабевающей функцией государства, во-вторых – предметом бдительного контроля со стороны общества.

С первых дней независимости борьба с коррупцией является одним из ключевых приоритетов государственной политики нашей республики. Казахстан первым из стран СНГ принял законы «О борьбе с коррупцией» (1998 год) и «О государственной службе» (1999 год), создал специальный государственный орган по борьбе с коррупцией. В прошлом году была принята Антикоррупционная стратегия Казахстана на 2015–2025 годы, в которой, в соответствии с лучшей международной практикой, предусмотрены практические меры и механизмы противодействия коррупции. В ней заложены новые механизмы и инструменты повышения эффективности государственной антикоррупционной политики.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, высокий уровень коррупции в стране продолжает оставаться серьезной проблемой. В условиях реализации масштабных задач Стратегии «Казахстан–2050» и цели вхождения Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира необходимо качественно повысить эффективность противодействия коррупции в стране. Главный акцент переносится на формирование антикоррупционной культуры и поведения, усиление общественного контроля, а также устранение причин и условий, порождающих коррупцию. Эффективная реализация антикоррупционных мер невозможна без активного участия общества, массового антикоррупционного движения. Ответственность за успешное противодействие коррупции лежит не только на государстве, но и на обществе, каждом отдельном гражданине. Только единство и взаимное доверие государства и общества позволят успешно противостоять коррупции.

Серьезной общественной проблемой остается равнодушие к проявлениям коррупции. Коррупция – это кризис ценностей, выражающийся в общественном сознании через превалирование материальных благ над духовными. В сознании части граждан коррупция стала обыденным делом, а для некоторых – решением насущных вопросов в обход закона. Для подрастающего поколения только честный и добросовестный труд должен стать главным мерилом успешности, высоких достижений, знаний и материального благополучия.
Анализ аналогичных зарубежных стратегий стран, добившихся значительного снижения коррупции в последние годы, таких как Иордания, Эстония, Латвия, показал, что именно превентивные меры позволяют добиться существенного снижения уровня коррупции.
Это вселяет в нас уверенность в успешной реализации Антикоррупционной стратегии Казахстана и эффективном противодействии коррупции в нашей стране. В Стратегии четко указаны факторы, формирующие коррупционные риски, которые влияют на имидж государства среди населения и в международных рейтингах, таких как Индекс восприятия коррупции.

Всем понятно, что решение всех этих проблем требует серьезной интеллектуальной подпитки и научно-методологического сопровождения антикоррупционной реформы, без которых ее реализация будет менее эффективной. Необходимо проведение методологических, социологических работ, которые будут направлены на оценку коррупционных рисков, выявление «рисковых зон», уровня распространенности коррупции в различных сферах и отраслях и т. д.
Для успешной реализации Антикоррупционной стратегии Казахстана и эффективном противодействии коррупции в сфере образования проводится большая работа Министерством образования и науки Республики Казахстан. В рамках расширенной Коллегии Министерства образования и науки Республики Казахстан состоялось секционное заседание на тему "О состоянии борьбы с коррупцией в сфере образования и науки и задачах по противодействию коррупционным правонарушениям" профилактики коррупционных правонарушений в сфере образования.

Особое внимание уделено предстоящей работе по реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан и Программы противодействия коррупции партии "Нҧр Отан" до 2025 годы. По итогам совещания был принят ряд решений и даны поручения руководителям структурных подразделений Министерства, управлений образования, департаментов по контролю в сфере образования усилить работу и принять меры по предотвращению роста коррупционных правонарушений в сфере образования.
В связи с этим, Министерство образования и науки Республики Казахстан по итогам заседания Республиканского общественного совета по противодействию коррупции партии «Нҧр Отан» сообщает, что эффективной мерой для минимизации степени коррупции в отрасли образования является решение системных задач, обозначенных в Государственной программе развития образования на. В Министерстве была создана и действует Комиссия по борьбе с коррупцией и соблюдению служебной этики государственными служащими. Создан Координационный Совет по противодействию коррупции в высших учебных заведениях РК. Сформирован Общественный совет по противодействию коррупции с участием представителей общественности. Реализуется Отраслевая программа по противодействию коррупции на ближайшие  годы. Ее основными задачами являются совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции, повышение эффективности деятельности государственных органов по уменьшению коррупционных рисков. В настоящее время совместно с экспертами Министерство ведет разработку необходимого методического пособия по антикоррупционному образованию в учебных заведениях. Кроме того, планируется ввести в содержание типовой программы дисциплины «Основы права» для всех уровней образования тематику по формированию антикоррупционного поведения. Также, в целях повышения прозрачности работы высших учебных заведений ведется работа по созданию специального онлайн-портала с целью формирования атмосферы нетерпимости к коррупции в ВУЗах.

Борьба с коррупцией осуществляется на основе: равенства всех перед законом и судом; обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней: Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло.
     Важно с детства воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции.

Так же ведется работа совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц; приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства; признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан; выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции.

В соответствии с вышеуказанным были определены следующие мероприятия: продолжить практику выступления в средствах массовой информации, а также проведения круглых столов, конференций, лекций, семинаров, брифингов на антикоррупционную тематику, при этом использовать новые методы и формы тренингового обучения;
продолжить проведение в организациях среднего, технического профессионального, высшего образования занятий, повышение квалификации педагогических работников системы образования по антикоррупционной направленности, с приглашением ответственных должностных лиц; разработать и реализовать специальные обучающие программы для студентов, школьников, детей дошкольных учреждений о коррупционных рисках, способах противодействия коррупции и антикоррупционном поведении;
обеспечить поддержку субъектов гражданского общества, целенаправленно и последовательно занимающихся формированием антикоррупционного мировоззрения у граждан; расширить положительную практику функционирования «телефона доверия», почтового ящика для писем и обращений физических и юридических лиц;
создать отдельные разделы «Вопросы противодействия коррупции» для обеспечения широкого доступа населения к правовой информации антикоррупционной направленности на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан; обеспечить информационную прозрачность применения и реализации решений по расходованию бюджетных средств; отслеживать публикации в средствах массовой информации о состоянии коррупции в организациях образования; обеспечить организацию и проведение учебных семинар-тренингов в целях создания атмосферы нетерпимости к фактам проявления коррупционных действий в государственных и частных организациях образования, с участием представителей правоохранительных органов и неправительственных организаций; активизировать пропаганду антикоррупционного воспитания молодежи, обучающихся в государственных и частных организациях образования.

Вовлечение в формирование антикоррупционной культуры работников образования и науки, а также представителей общественных объединений в сфере образования и науки
1. Цель сотрудничества - активизация деятельности по антикоррупционному образованию и воспитанию в образовательных учреждениях, а также организация научных исследований.
2. Задачи сотрудничества:
        1) формирование приоритетных направлений научных исследований в области профилактики и предупреждения коррупции;
        2) содействие в методическом и методологическом обеспечении предоставляемых организациями образования образовательных услуг по вопросам формирования антикоррупционной культуры в обществе;
        3) выработка рекомендаций по противодействию коррупции в образовательных учреждениях.

Во исполнение указанных мер, по моему мнению, в каждом образовательном учреждении должны ежегодно разрабатываться планы воспитательной работы, в которые, в обязательном порядке должны включаться пункты по правовому воспитанию студентов. Кроме того, должны быть организованы встречи студентов и преподавателей с работниками правоохранительных органов.
В целях предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений в школах Республики должны осуществляться следующие мероприятия:
соблюдение Кодекса чести преподавателя, утвержденного педагогическим советом образовательного учреждения;
проведение на ежегодной основе социологического опроса «Преподаватель глазами учеников и родителей»;

Факты коррупционных правонарушений, а также причины, повлекшие данное правонарушение, должны доводиться до сведения всех субъектов образовательного процесса с целью ознакомления и недопущения в деятельности работников образования.
Организация работ в данном направлении является одним из самых важных приоритетов, так как от этого напрямую зависит реализация нашей мечты войти в число 30 наиболее успешных стран мира. Анализ развития стран показывает, что наибольших успехов в повышении уровня жизни народа, благосостояния общества, показателей экономического роста добиваются те страны, которые смогли достигнуть серьезных успехов в борьбе с этим злом – коррупцией.
Поэтому мы уверены, что успешная реализация Антикоррупционной стратегии позволит создать прочный фундамент для достижения целей Стратегии «Казахстан– 2050».

 

СЕКРЕТАРЬ: Алябина Е.